Вторник
Расписание уроков
1.математика
2.русский язык
3.литературное чтение
4.изо
Математика
Перестановка и группировка множителей
(учебник, с. 17)
I. Устный счет.
1. Разминка «Сколько…».
• …пальцев на правой ноге?
• …задних и передних лап у гуся?
• …углов у квадрата?
• …хвостов у двух котов?
• …гномов у Белоснежки?
– Повторите последний вопрос разминки. (Сколько гномов у Белоснежки?)
Сегодня на урок к нам пришла Белоснежка со своими друзьями гномами. Вы, конечно, все знаете о том, что с ней случилось. Мы сегодня должны ей помочь.
2. Задачи на смекалку от Белоснежки.
• Тройка лошадей, на которой Белоснежка и Принц отправились во дворец готовиться к свадьбе, пробежала 15 км. Сколько км пробежала каждая лошадь?
• В корзине у злой королевы лежало 10 яблок. Два из них она разрезала пополам. Сколько яблок в корзине?
3. Выполнение вычислений.
– Вставьте в окошки числа, чтобы равенства были верными. Каждый гном принес свое равенство.
280 = 16 · 5 + c
360 = 15 · 4 + c
493 = 31 · 3 + c
580 = 20 · 4 + c
775 = 25 · 3 + c
860 = 12 · 5 + c
970 = 14 · 5 + c
– Какие два ответа из вышеуказанных не соответствуют остальным? В чем разница?
II. Входной контроль. Устная работа.
– На прошлом уроке вы решали задачи на движение, давайте проверим, как вы умеете это делать.
– Послушайте стихотворение-подсказку и используйте его при решении задач на нахождение расстояния, времени и скорости.
Хочешь узнать расстояние, путь,
Скорость на время умножь, не забудь!
Если же скорость захочешь найти,
Путь ты на время скорей раздели!
– Прочитайте задачу.
• Белоснежка бежала среди темных деревьев целых три часа и, наконец, остановилась у домика семи гномов, который находился за семью холмами на расстоянии 12 км. С какой скоростью бежала Белоснежка?
– Составьте задачи, обратные данной.
• Белоснежка бежала со скоростью 4 км/ч среди темных деревьев очень долго. И, наконец, остановилась у домика семи гномов, который находился за семью холмами на расстоянии 12 км. Сколько времени бежала Белоснежка?
• Белоснежка бежала со скоростью 4 км/ч среди темных деревьев целых три часа. И, наконец, остановилась у домика семи гномов, который находился за семью холмами. Сколько километров пришлось пробежать Белоснежке, прежде чем она добралась до домика семи гномов?
• Белоснежка бежала со скоростью 4 км/ч среди темных деревьев целых три часа. И, наконец, остановилась у домика семи гномов, который находился за семью холмами. Сколько километров пришлось пробежать Белоснежке, прежде чем она добралась до домика семи гномов?
– Можно ли считать стихотворение-подсказку выводом по выполненному заданию?
Прочитайте стихотворение.
Хочешь узнать расстояние, путь,
Скорость на время умножь, не забудь!
Если же скорость захочешь найти,
Путь ты на время скорей раздели!
– Зачем вам нужно уметь решать такие задачи? В жизни вам это пригодится?
3. Выполнение вычислений.
– Вставьте в окошки числа, чтобы равенства были верными. Каждый гном принес свое равенство.
280 = 16 · 5 + c
360 = 15 · 4 + c
493 = 31 · 3 + c
580 = 20 · 4 + c
775 = 25 · 3 + c
860 = 12 · 5 + c
970 = 14 · 5 + c
– Какие два ответа из вышеуказанных не соответствуют остальным? В чем разница?
II. Входной контроль. Устная работа.
– На прошлом уроке вы решали задачи на движение, давайте проверим, как вы умеете это делать.
– Послушайте стихотворение-подсказку и используйте его при решении задач на нахождение расстояния, времени и скорости.
Хочешь узнать расстояние, путь,
Скорость на время умножь, не забудь!
Если же скорость захочешь найти,
Путь ты на время скорей раздели!
– Прочитайте задачу.
• Белоснежка бежала среди темных деревьев целых три часа и, наконец, остановилась у домика семи гномов, который находился за семью холмами на расстоянии 12 км. С какой скоростью бежала Белоснежка?
– Составьте задачи, обратные данной.
• Белоснежка бежала со скоростью 4 км/ч среди темных деревьев очень долго. И, наконец, остановилась у домика семи гномов, который находился за семью холмами на расстоянии 12 км. Сколько времени бежала Белоснежка?
• Белоснежка бежала со скоростью 4 км/ч среди темных деревьев целых три часа. И, наконец, остановилась у домика семи гномов, который находился за семью холмами. Сколько километров пришлось пробежать Белоснежке, прежде чем она добралась до домика семи гномов?
• Белоснежка бежала со скоростью 4 км/ч среди темных деревьев целых три часа. И, наконец, остановилась у домика семи гномов, который находился за семью холмами. Сколько километров пришлось пробежать Белоснежке, прежде чем она добралась до домика семи гномов?
– Можно ли считать стихотворение-подсказку выводом по выполненному заданию?
Прочитайте стихотворение.
Хочешь узнать расстояние, путь,
Скорость на время умножь, не забудь!
Если же скорость захочешь найти,
Путь ты на время скорей раздели!
– Зачем вам нужно уметь решать такие задачи? В жизни вам это пригодится?
Хочешь узнать расстояние, путь,
Скорость на время умножь, не забудь!
Если же скорость захочешь найти,
Путь ты на время скорей раздели!
– Зачем вам нужно уметь решать такие задачи? В жизни вам это пригодится?
Вывод: отправляясь в путешествие, мы должны учитывать расстояние до конечного пункта, время, чтобы выбрать нужную скорость передвижения.
– Каждый день гномы уходили на работу в шахту, добывать золото и драгоценные камни. А вы тоже каждый день в свою «кладовочку» складываете драгоценные знания. Вот и сегодня она должна пополниться.
III. Актуализация опорных знаний.
Создание проблемной ситуации.
7 · 2 · 50 =
– Посмотрите внимательно на числовое выражение. Вызовет ли затруднение вычисление в заданном порядке? Есть ли у вас предположения, как удобнее выполнить вычисление? В каком порядке нужно перемножить эти числа, чтобы быстрее вычислить ответ? (2 · 50 · 7)
– Какой закон умножения вы использовали? (Сочетательный.)
– Итак, мы использовали перестановку множителей. А если множителей много? В каком порядке вы выполните действия в данном числовом выражении? Объясните.
25 · 3 · 4 · 9 =
– Да, если множителей много, то можно использовать группировку.
– Итак, сформулируйте тему урока. (Перестановка и группировка множителей.)
– Пригодится ли этот способ умножения чисел на уроках математики в дальнейшем?
– А сейчас наша задача – отработать навык перестановки и группировки множителей.
– Вспомните и назовите свойства умножения (с. 120).
• От перестановки множителей произведение не изменяется.
2 · 4 · 5 = 2 · 5 · 4
• Два соседних множителя можно заменять их произведением.
(6 · 2) · 5 = 6 · (2 · 5)
8 · 5 · 25 · 4 = (8 · 5) · (25 · 4)
IV. Первичное закрепление.
1. № 65.
– Используя эти свойства, объясните, как вычислили произведения.
2. Устная работа.
1) № 66.
– Вычисляя устно удобным способом, найдите значения
выражений.
– Докажите, что хорошо усвоили новый материал. А гномики приготовили свои памятные призы (камешки).
(8 · 6 · 5 · 20 – 2300) : 500 =
(15 · 3 · 40 · 2 + 400) : 800 =
– Чему вы научились, выполнив предыдущее задание?
Вывод:
– Мы научились группировать множители, вспомнили порядок действий при решении примеров на все действия.
– Гномы вручают вам заслуженную награду (камешки).
2) Решение задачи.
Семь гномов, собираясь на свадьбу Принца и Белоснежки, решили составить по 3 букета, чтобы весь дворец благоухал цветочным ароматом. Для каждого букета они срезали по 5 роз. Сколько нужно гномам роз для букетов? Составьте устно числовое выражение и решите задачу удобным способом.
Проверьте.
(7 · 3 · 5 = 105 роз.)
3) № 72.
– Когда злая королева прибыла во дворец и узнала в будущей принцессе свою падчерицу, то онемела от страха… А гномы в качестве наказания заставили ее плясать на горячих углях. А Белоснежка с Принцем жили долго и счастливо, и было у них много-много детей.
V. Повторение изученного материала.
1. Решение задачи.
№ 67.
-Решите эту задачу двумя способами.
Проверьте.
I способ:
1) 60 · 4 = 240 (км) – прошел первый поезд.
2) 520 – 240 = 280 (км) – прошел второй поезд.
3) 280 : 4 = 70 (км/ч).
II способ:
1) 520 : 4 = 130 (км/ч) – скорость сближения.
2) 130 – 60 = 70 (км/ч).
Ответ: скорость второго поезда 70 км/ч.
2. Работа над геометрическим материалом.
1) Нахождение площади квадрата.
– Белоснежка оказалась хорошей хозяйкой. Во дворе замка она решила разбить цветочные клумбы квадратной формы. Давайте поможем Белоснежке построить клумбу.
– Начертите квадрат со стороной 4 см.
– Усложним это задание. Чтобы купить нужное количество семян для цветника, нужно знать площадь этого цветника-квадрата.
– Как найти площадь квадрата?
2) Задание на смекалку.
– Проведите диагонали в полученном квадрате, затем через середину проведите вертикальную линию и сосчитайте количество полученных треугольников.
– Сколько треугольников? (12.)
3) № 70.
VI. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.
– Какое открытие вы сделали на уроке? (Как удобнее решить пример с несколькими множителями: переставлять и группировать множители.)
– Какое задание вам больше всего понравилось на уроке?
Домашнее задание: с. 17, № 68, 71.
Вывод: отправляясь в путешествие, мы должны учитывать расстояние до конечного пункта, время, чтобы выбрать нужную скорость передвижения.
– Каждый день гномы уходили на работу в шахту, добывать золото и драгоценные камни. А вы тоже каждый день в свою «кладовочку» складываете драгоценные знания. Вот и сегодня она должна пополниться.
III. Актуализация опорных знаний.
Создание проблемной ситуации.
7 · 2 · 50 =
– Посмотрите внимательно на числовое выражение. Вызовет ли затруднение вычисление в заданном порядке? Есть ли у вас предположения, как удобнее выполнить вычисление? В каком порядке нужно перемножить эти числа, чтобы быстрее вычислить ответ? (2 · 50 · 7)
– Какой закон умножения вы использовали? (Сочетательный.)
– Итак, мы использовали перестановку множителей. А если множителей много? В каком порядке вы выполните действия в данном числовом выражении? Объясните.
25 · 3 · 4 · 9 =
– Да, если множителей много, то можно использовать группировку.
– Итак, сформулируйте тему урока. (Перестановка и группировка множителей.)
– Пригодится ли этот способ умножения чисел на уроках математики в дальнейшем?
– А сейчас наша задача – отработать навык перестановки и группировки множителей.
– Вспомните и назовите свойства умножения (с. 120).
• От перестановки множителей произведение не изменяется.
2 · 4 · 5 = 2 · 5 · 4
• Два соседних множителя можно заменять их произведением.
(6 · 2) · 5 = 6 · (2 · 5)
8 · 5 · 25 · 4 = (8 · 5) · (25 · 4)
IV. Первичное закрепление.
1. № 65.
– Используя эти свойства, объясните, как вычислили произведения.
2. Устная работа.
1) № 66.
– Вычисляя устно удобным способом, найдите значения
выражений.
– Докажите, что хорошо усвоили новый материал. А гномики приготовили свои памятные призы (камешки).
(8 · 6 · 5 · 20 – 2300) : 500 =
(15 · 3 · 40 · 2 + 400) : 800 =
– Чему вы научились, выполнив предыдущее задание?
Вывод:
– Мы научились группировать множители, вспомнили порядок действий при решении примеров на все действия.
– Гномы вручают вам заслуженную награду (камешки).
2) Решение задачи.
Семь гномов, собираясь на свадьбу Принца и Белоснежки, решили составить по 3 букета, чтобы весь дворец благоухал цветочным ароматом. Для каждого букета они срезали по 5 роз. Сколько нужно гномам роз для букетов? Составьте устно числовое выражение и решите задачу удобным способом.
Проверьте.
(7 · 3 · 5 = 105 роз.)
3) № 72.
– Когда злая королева прибыла во дворец и узнала в будущей принцессе свою падчерицу, то онемела от страха… А гномы в качестве наказания заставили ее плясать на горячих углях. А Белоснежка с Принцем жили долго и счастливо, и было у них много-много детей.
V. Повторение изученного материала.
1. Решение задачи.
№ 67.
-Решите эту задачу двумя способами.
Проверьте.
I способ:
1) 60 · 4 = 240 (км) – прошел первый поезд.
2) 520 – 240 = 280 (км) – прошел второй поезд.
3) 280 : 4 = 70 (км/ч).
II способ:
1) 520 : 4 = 130 (км/ч) – скорость сближения.
2) 130 – 60 = 70 (км/ч).
Ответ: скорость второго поезда 70 км/ч.
2. Работа над геометрическим материалом.
1) Нахождение площади квадрата.
– Белоснежка оказалась хорошей хозяйкой. Во дворе замка она решила разбить цветочные клумбы квадратной формы. Давайте поможем Белоснежке построить клумбу.
– Начертите квадрат со стороной 4 см.
– Усложним это задание. Чтобы купить нужное количество семян для цветника, нужно знать площадь этого цветника-квадрата.
– Как найти площадь квадрата?
2) Задание на смекалку.
– Проведите диагонали в полученном квадрате, затем через середину проведите вертикальную линию и сосчитайте количество полученных треугольников.
– Сколько треугольников? (12.)
3) № 70.
VI. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.
– Какое открытие вы сделали на уроке? (Как удобнее решить пример с несколькими множителями: переставлять и группировать множители.)
– Какое задание вам больше всего понравилось на уроке?
Домашнее задание: с. 17, № 68, 71.
– Итак, мы использовали перестановку множителей. А если множителей много? В каком порядке вы выполните действия в данном числовом выражении? Объясните.
25 · 3 · 4 · 9 =
– Да, если множителей много, то можно использовать группировку.
– Итак, сформулируйте тему урока. (Перестановка и группировка множителей.)
– Пригодится ли этот способ умножения чисел на уроках математики в дальнейшем?
– А сейчас наша задача – отработать навык перестановки и группировки множителей.
– Вспомните и назовите свойства умножения (с. 120).
• От перестановки множителей произведение не изменяется.
2 · 4 · 5 = 2 · 5 · 4
• Два соседних множителя можно заменять их произведением.
(6 · 2) · 5 = 6 · (2 · 5)
8 · 5 · 25 · 4 = (8 · 5) · (25 · 4)
IV. Первичное закрепление.
1. № 65.
– Используя эти свойства, объясните, как вычислили произведения.
2. Устная работа.
1) № 66.
– Вычисляя устно удобным способом, найдите значения
выражений.
– Докажите, что хорошо усвоили новый материал. А гномики приготовили свои памятные призы (камешки).
(8 · 6 · 5 · 20 – 2300) : 500 =
(15 · 3 · 40 · 2 + 400) : 800 =
– Чему вы научились, выполнив предыдущее задание?
Вывод:
– Мы научились группировать множители, вспомнили порядок действий при решении примеров на все действия.
– Гномы вручают вам заслуженную награду (камешки).
2) Решение задачи.
Семь гномов, собираясь на свадьбу Принца и Белоснежки, решили составить по 3 букета, чтобы весь дворец благоухал цветочным ароматом. Для каждого букета они срезали по 5 роз. Сколько нужно гномам роз для букетов? Составьте устно числовое выражение и решите задачу удобным способом.
Проверьте.
(7 · 3 · 5 = 105 роз.)
3) № 72.
– Когда злая королева прибыла во дворец и узнала в будущей принцессе свою падчерицу, то онемела от страха… А гномы в качестве наказания заставили ее плясать на горячих углях. А Белоснежка с Принцем жили долго и счастливо, и было у них много-много детей.
V. Повторение изученного материала.
1. Решение задачи.
№ 67.
-Решите эту задачу двумя способами.
Проверьте.
I способ:
1) 60 · 4 = 240 (км) – прошел первый поезд.
2) 520 – 240 = 280 (км) – прошел второй поезд.
3) 280 : 4 = 70 (км/ч).
II способ:
1) 520 : 4 = 130 (км/ч) – скорость сближения.
2) 130 – 60 = 70 (км/ч).
Ответ: скорость второго поезда 70 км/ч.
2. Работа над геометрическим материалом.
1) Нахождение площади квадрата.
– Белоснежка оказалась хорошей хозяйкой. Во дворе замка она решила разбить цветочные клумбы квадратной формы. Давайте поможем Белоснежке построить клумбу.
– Начертите квадрат со стороной 4 см.
– Усложним это задание. Чтобы купить нужное количество семян для цветника, нужно знать площадь этого цветника-квадрата.
– Как найти площадь квадрата?
2) Задание на смекалку.
– Проведите диагонали в полученном квадрате, затем через середину проведите вертикальную линию и сосчитайте количество полученных треугольников.
– Сколько треугольников? (12.)
3) № 70.
VI. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.
– Какое открытие вы сделали на уроке? (Как удобнее решить пример с несколькими множителями: переставлять и группировать множители.)
– Какое задание вам больше всего понравилось на уроке?
Домашнее задание: с. 17, № 68, 71.